Лекция «Питание духовной оси. Семейное воспитание».

Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя.

...Может быть, на тысячу семей найдётся одна семья,
где обратят внимание на природу детей. Живая Этика.

ЧТО ЕСТЬ ВОСПИТАНИЕ?

Как будто наивный вопрос. Ведь все мы занимаемся воспитанием, значит, знаем, чем занимаемся!
Но, к сожалению, понимание воспитания у многих родителей далеко от истины. Во всяком случае, от той истины, которая заключена в самом слове. 
Попытаемся исследовать это слово. 
Запишем его так: ОС–ПИТАНИЕ.
Получается: ПИТАНИЕ ОСИ. 
Какой ОСИ?
Разумеется, ОСИ духовной. 
Что это за ОСЬ духовная? 
Это есть ОБРАЗ ТВОРЦА, который заложен в Ребёнке.
Бог сотворил человека – нас всех – по ОБРАЗУ и ПОДОБИЮ самого Себя.
Образ, который от Бога, может быть только прекрасным, великолепным. Он у каждого, и у нашего Ребёнка тоже, единственный такой, неповторимый.
Этот ОБРАЗ и есть ОСЬ духовная.

А теперь о ПИТАНИИ.
Чем можно ПИТАТЬ ОСЬ – этот ОБРАЗ ТВОРЦА?
Образ ПИТАЕТСЯ только образами, которые Ребёнок впитывает от нас – родителей и близких, воспитателей и учителей, знакомых и незнакомых, от всей окружающей среды, в которой он растёт. И если они достойны, прекрасны и благородны, то ОБРАЗ в Ребёнке начнёт раскрываться.
Так со временем, в процессе ОСЬ–ПИТАНИЯ, перед нами проявится Человек Образованный.
Получается, что мы действительно «соработники у Бога»: мы вместе с Творцом продолжаем великое творение новых Адамов и Ев.
А если образы, творимые нами, безобразные?
Произойдёт крушение воспитания.
Если мы все дружно будем показывать Ребёнку безобразную гримасу, тогда то, что самое прекрасное в нём, разрушится, исказится, и вместо Чуда получим мы чудовище.
Какими должны быть образы, в которые мы будем погружать Ребёнка?
Они должны быть прекрасными, духовно и нравственно возвышенными. Чувство красоты изначально присутствует в ребёнке. Оно и помогает ему искать в окружающем мире красоту. Ребёнок «требует» от нас:
– чтобы мы любили его красиво, ласкали нежно и красиво;
– чтобы речь наша, обращённая к нему и звучащая в его окружении, была добрая, чистая, мудрая, то есть, красивая;
– чтобы он видел, как близкие ему люди и люди вообще общаются друг с другом с уважением, с любовью, то есть, красиво;
– чтобы вещи, с которыми он соприкоснётся – будет играть, будет пользоваться, будет созерцать – были полезными и красивыми;
– чтобы мы оберегали его от всего дурного: от дурных зрелищ, от сквернословия, от грубой музыки, от проявлений хамства и злости...
Ребёнку нужно, чтобы всё это и многое другое в целом составляли Образ Жизни семьи. Одухотворённая жизнь его семьи, её красота и культура станут достойным источником для потоков образов, которые обласкают в Ребёнке его Божественную Природу, его неповторимый Образ, который есть для него и Суть, и Путь.
Красота образа Творца, которым заполнен Ребёнок, нуждается в красоте Образа Жизни, в который погружён сам ребёнок. Тогда получится так, что воспитание произойдёт как бы само собою. Проблема воспитания обостряется там, где разрушена Красота Образа Жизни не только в обществе, но и в семье.
Общество пока далеко от одухотворённого, гармоничного Образа Жизни. Но семья в состоянии, при общей воле её членов достичь этого и, кстати, не без помощи самого Ребёнка.

Интермедия о Вечном Ребёнке.

   Вопрос Синтии:
– Вы действительно полагаете, что дети могут нас воспитывать?
Воспитание, что есть питание духовной оси, никогда не завершается.

Воспитываются и дети, и взрослые. Но нам, взрослым, почему-то кажется, что дети рождаются, для того чтобы мы их воспитывали, а самих себя по отношению к ним считаем уже воспитанными людьми. Но взрослый – это не значит совершенство воспитанности.
Было бы хорошо подумать и наоборот: Дети приходят в этот мир потому, чтобы исправить то, что мы напортили, исправить нас самих. То, что мы заботимся о детях, об их воспитании и благополучии, и что они создают нам проблемы, – это и есть невидимая водящая нас рука Ребёнка.

Почему дети часто ведут себя не так, как нам хочется и как мы их наставляем, а по-своему?
Потому что через такие действия они дают нам понять, как нам самим надо или не надо себя вести. Однако, как правило, мы этого понять не хотим и не приемлем, чтобы наш Ребёнок нас воспитывал. Мы ругаем Ребёнка за плохие поступки, а сами ведём себя хуже.
Нам не нравится, скажем, что дети шалят.
Слово «шалун» по всем толковым словарям (психологические и педагогические словари и энциклопедии это понятие вовсе не признают, как будто и нет самих детей шалунов) – это ребёнок, который балуется, резвится, своевольничает, нарушает общий порядок, бездельничает.
Таким образом, шалость, судя по этим толкованиям, отрицательное явление в характере Ребёнка. Нам не нравятся детские шалости, они нарушают наше спокойствие, нам нужно, чтобы Ребёнок не шалил и вёл себя подобающе, тихо.
Но по закону духовной природы Ребёнок должен шалить, ибо он находится в поиске способа нового обустройства мира.
Попытаемся осмыслить в целостности иррациональный смысл трёх слов: Ребёнок, Дети, Шалость. Но не забудем ещё, что есть воспитание.
Ребёнок – это возрождённое новое бытие.
Дети – народ, действующий в истине.
Шалость – улавливать совершенное.
Таким образом, тот, кто пришёл в Земную жизнь со своей истиной и импульсом утверждения нового бытия, тот с детства начинает упражнять себя, набирает опыт. А мы в этом видим нарушение нашего порядка; потому это своеволие, балагурство. И ищем пути, чтобы Ребёнок не шалил.
Какими будут эти пути, если шалость Ребёнка вызывает в нас раздражение?
Какими бы они внешне ни выглядели, пути эти будут авторитарными, пресекающими, принудительными, запретительными и, конечно же, конфликтными.
Если мировому сообществу родителей, а также всем воспитателям и учителям удалось бы избавить детей от шалостей и погрузить их в дела спокойные и благоразумные, мир потерял бы будущих двигателей прогресса, жизнь с помощью так воспитанных детей стала бы замедленной, заторможенной, застойной и скучной.

Может ли шалость нашего Ребёнка воспитывать нас?
Может, если мы позволим себе быть не только воспитателем Ребёнка, но и его воспитанником. Так же, как мы стараемся влиять на него, дадим ему возможность влиять на нас. Тогда мы увидим:
– он призывает нас дружить с ним на равноправных началах;
– предлагает нам тоже стать Ребёнком и шалить вместе с ним;
– даёт возможность развить в нас творящее терпение;
– учит нас быть искренними, правдивыми и любить Истину;
– предоставляет себя стать точилкой для нашего воспитательного искусства;
– ведёт нас к мудрости взаимопонимания, добра и красоты. 

Шри Чинмой скажет нам о том, что цель духовной жизни – стать ребёнком, вечным ребёнком для того, чтобы совершить настоящий прогресс. Дети, говорит он, напоминают нам о нашем вечном детстве, и если мы это поймём, то можем совершить быстрый прогресс. Чувствуйте, скажет он, что вы служите детям потому, что тоже хотите стать Ребёнком. 

Элегия
Ходит по Миру Мудрец
Педагогика Божественная
Люди опять обратились к Мудрецу:
– Нам не нужна педагогика джунглей. Расскажи нам о другой педагогике. 
Сказал Мудрец:
– Послушайте тогда другую притчу.
Объявил Царь царей конкурс на божественную Педагогику. Пришли к нему мудрейшие мужи из разных стран и эпох. Сказал им Царь царей:
– Достопочтенные мужи, скажите мне о трёх вещах своей педагогики: об основополагающей идее, о главной цели и о главных методах воспитания. 
Сказал Марк Фабий Квинтилиан:
– О, Царь царей! Вот моя главная идея воспитания: «Отец, как только родится у тебя сын, возложи на него самые большие надежды». Цель же – развитие души, ибо она у нас небесного происхождения. Методами я провозглашаю: заботу, естественность, игру. 
Удивился Царь царей мудрости Квинтилиана:
– Истинно, это есть Божественная Педагогика! 
Предстал перед ним Ян Амос Коменский.
– О, Царь царей! Основополагающую идею моей педагогики я извлекаю из сердца: «Ребёнок, пойми, что ты микрокосмос, способный объять макрокосмос». Цель воспитания Ребёнка – воспитание в нём разума. Методы же – природосообразность и мудрость.
Восхитился Царь царей:
– Истинно, тоже Божественная Педагогика!
Преклонил свою голову перед Царём царей Иоганн Генрих Песталоцци:
– Послушай, о, Царь, главную идею моей педагогики: «Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, ноги – ходить, а руки – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить». Цель же в том, чтобы развить в ребёнке ум, сердце и руки в их единстве. Методами я предлагаю: природосообразность, доверие, сострадание.
Царь царей зааплодировал:
– Поистине, ты тоже даришь нам Божественную Педагогику!
Поклонился Царю царей Константин Дмитриевич Ушинский и произнёс:
– В основе моей педагогики заложена мысль: «Воспитание должно просветить сознание человека, чтоб перед глазами его лежала ясная дорога добра». Целью я ставлю воспитание духовно и нравственно возвышенного человека. Методы мои – народность, общественное воспитание, жизнь и устремленность.
Царь царей торжественно произнёс:
– Признаю твою Педагогику Божественной!
Перед Царём царей преклонил свою голову Януш Корчак и грустно произнёс:
– Вот вам моя вера: «Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств». Цель моя – воспитание радостного человека. Методы мои идут от сердца моего: романтика воспитания, непосредственность, преданность и самопожертвование.
Царь царей преклонился перед Янушем Корчаком:
– Свою Божественную Педагогику ты защитил своей жизнью! 
Перед Царём царей предстал Василий Александрович Сухомлинский. Он приложил руку к сердцу и произнёс:
– Основание моей педагогики есть моя вера: «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому – Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребёнком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира». Цель, к которой я стремлюсь, – это воспитание гражданина, духовно и нравственно чистого. Методами воспитания я признаю: любовь, воспитание сердцем, творчество и радость.
Царь царей пожал руку Сухомлинскому. Он провозгласил:
– Каждая Педагогика, преподнесённая нам, Божественная. Дадим их народам наших царств, пусть люди сами выберут, по какой Божественной Педагогике хотят воспитывать своих детей!
Мудрец умолк.
Молчание людей затянулось.
Смотрел Мудрец на них и с грустью думал: «О, человек, ты не осилишь проблему воспитания до тех пор, пока не осилишь самого себя, ибо она в тебе, а не в Ребёнке. Пока ты полагаешь, что сам уже воспитан, Ребёнок твой много раз пострадает от твоих воспитательных оплошностей».

Семья – главный аспект в жизни человека. Особое значение имеет семья в жизни ребенка, в его становлении и поведении. Семья объединяет детей, родителей, родственников кровными узами. Семья «охватывает» человека полностью. Помогает ему справиться с трудностями, в конце концов, защищает его.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание – это сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. Задачи семьи и семейного воспитания:

1) создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

2) обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка;

3) передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

4) научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

5) воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

Семейное воспитание также имеет свои принципы. Наиболее общие из них:

1) гуманность и милосердие к растущему человеку;

2) вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных членов;

3) открытость и доверительность отношений с детьми;

4) оптимистичность взаимоотношений в семье;

5) последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

6) оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания правил: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и другие. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: дети – это радость в каждой семье, счастье, детям рады в семье не потому, что они хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Семейное воспитание начинается, прежде всего, с любви к ребенку. Любовь родителей к своему ребенку – это любовь во имя будущего ребенка. У семейного воспитания есть и свои методы. В разных семьях они используются по-своему. Это, например, личный пример, обсуждение, доверие, показ, сопереживание, похвала, проявление любви, возвышение личности, юмор, контроль, поручение, традиции и т. д.

Семейное воспитание очень важно. Особенно в первые годы жизни ребенка. До тех пор, пока ребенок не пошел в школу. Чем больше родители уделяют внимания своему ребенку (не слишком балуя его), тем большая польза будет для ребенка. Родители должны не только хорошо воспитывать ребенка, но и подавать личный пример. Это очень важно для ребенка, потому что он постоянно ориентируется на родителей (близких людей).

Семейное воспитание – очень важный шаг в развитии становления личности ребенка.

Причины неудовлетворительного воспитания в семье

Любовь к ребенку во имя ребенка – вот что должно присутствовать в семье. В отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств, желания родителей «купить» детскую любовь «сюсюканием», задариванием дорогими подарками.

Слепая, неразумная родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям, делает ребенка наглым. Часто такие дети становятся просто хамами.

Безнадзорность. Бесконтрольность встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены сами себе и проводят время в поиске увлечений, попадают под влияние «уличных» компаний.

Гиперопека. Жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, у него не проявляется инициатива, он боязлив, не уверен в своих силах, он не может постоять за себя. У такого ребенка постепенно нарастает обида, что другим детям многое (все) можно. У подростков все это может вылиться в бунт против родительского притеснения: они принципиально начинают не слушаться родителей, убегают из дома, поступают по-своему.

Другая разновидность гиперопеки – воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок находится постоянно в центре внимания, привыкает к этому. Все его желания и просьбы выполняются, им восхищаются, а когда такой ребенок вырастает, он не в состоянии правильно оценить ситуацию, свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе таких людей не понимают и не принимают их.

Воспитание по типу «Золушки», т. е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что родители (или один из них) его не любят. Со стороны может показаться, что родители достаточно хорошо относятся к нему.

«Жестокое воспитание» – за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе.

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности: с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные надежды родителей. Часто в таких семьях на ребенка возлагаются недетские непосильные заботы. Как итог – навязчивые страхи, тревога.

Одним из самых недопустимых методов воспитания, используемых в семье, является метод физического наказания, когда на детей действуют с помощью страха. Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребят. Так, у каждого второго наказываемого подростка возникают сложности в адаптации, приспособлении его к коллективу, почти у всех этих детей пропадает интерес к учебе.

Чаще физическому воспитанию подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими. Им начинает нравиться унижать других, бить, издеваться.

Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми – когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении.

 Причины конфликтов в семье

Причин для конфликтов в семье может быть множество. Это и поведение ребенка, и ссоры родителей между собой, проблемы на работе, приносимые в дом.

Многие дети, вступая в подростковый возраст, очень сильно меняются. Из спокойных, послушных детей вдруг превращаются в упрямых и грубых.

Пожалуй, именно грубость сильнее всего обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, надо разобраться в причинах его возникновения.

К 15 годам у ребенка появляется немало проблем переходного возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляются тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы «застревать» в положении «обиженного», «непонятого», искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся освободиться от зависимости взрослых. Это приводит к конфликтам в семьях.

Подросток начинает грубить, хамить родителям. Если родители начинают вступать открыто в конфликт, то это приводит к полному непониманию и нарастанию взаимных претензий. Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком? Терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Ему хочется дать достойный отпор. Но будет ли от этого толк? Взрослые прекрасно знают: всякое обострение отношений подливает масла в огонь. Можно посоветовать следующее:

1) дайте подростку свободу. Свыкнитесь с мыслью, что он уже вырос, а непослушание – это только стремление выйти из-под вашей опеки;

2) не читайте нотаций. Больше всего ребенка раздражают нравоучения. Родителям необходимо изменить стиль общения, перейти на спокойный, вежливый тон, и нужно отказаться от категорических оценок и суждений. Ребенок имеет право на собственный взгляд;

3) родителям нужно идти на компромисс. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает;

4) уступает тот, кто умнее. Лавры победителя в отношениях с собственным ребенком не украшают;

5) не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья. Умению достойно выходить из ситуаций ребенок учится у взрослых;

6) родителям нужно быть твердыми и последовательными.

Дети – тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших.

Поэтому, несмотря на готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что авторитет родителей незыблем.

Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок. Когда у человека нет этой опоры, то в семьях часто начинаются конфликты.

Иногда причиной конфликтов являются и сами родители. Это могут быть и мать, и отец одновременно.

Родители устают, у них свои проблемы на работе, и чтобы расслабиться, они выплескивают все на ребенка. Конечно, этого быть не должно.

Ребенок просто может «уйти в себя», перестать уважать родителей. И начать плохо вести себя. Иногда даже дети уходят из дома, не желая слушать скандалы.