Семинар-практикум для родителей
«Как найти ключ к сердцу ребёнка»
Цель: Коммуникативное развитие ребенка в семье.
Задачи: Выявить, достаточно ли родители общаются со своим ребенком,
Повысить речевую активности и коммуникативной направленности речи ребенка, развивать диалогическую речь.
Обогащать знания родителей педагогическими умениями по развитию коммуникативной деятельности детей.
Обучить родителей способам эффективного взаимодействия с детьми.
Дать возможность родителям поделиться друг с другом опытом воспитания своего ребенка.
Ведущий. Добрый день! Я рада встречи с вами.
В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для развития его личности. Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища.
Давайте попробуем разобраться умеем ли мы общаться со своими детьми.
Прежде всего, поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок единственный в своем роде, не похож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией вас самих. Поэтому не следует требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей. Предоставьте ему право прожить жизнь самому. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть. Опирайтесь на сильные стороны ребенка.
- Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.
- Не бойтесь залюбить ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его тогда, когда ему это хочется. В качестве поощрения чаще используйте ласку.
- Постараетесь, чтобы ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты желательно, чтобы их было немного. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.
- Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами. В случае неповиновения родителям нужно убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка.
- Если ребенок демонстрирует открыто неповиновение, родительможет подумать о наказании. Наказание должно соответствовать проступку, ребенок должен четко понимать, за что наказан. Запомните, когда вы срываетесь на крик, вы уничтожаете все результаты своего воспитания.
- Чаще разговариваете с ребенком, объясняете ему суть запретов и ограничений.
- Психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию.
- Диалогу с обществом ребенок учится у нас, взрослых. Мы его мера, его масштаб, его критерии оценки других, отношения к другим и к себе. Первый шаг в мире взрослых и сверстников он начинает с того, что оглядывается на нас и судит этот мир по законам, преподанным ему нами.
Очень важно осознать, что стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на детское поведение, но и на психическое здоровье детей; так неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность в негативной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность.
Нам, взрослым, необходимо помнить, что под влиянием опыта общения с нами, у ребенка не только формируются оценки себя и других, но и зарождается очень важная особенность - сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении с взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Общаясь с ребенком, очень важно отрешиться от позиции, что наше слово – истина.
Не забывайте, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре Вы можете передать необходимые ребенку навыки и знания, лучше понять друг друга.
Чтобы убедиться в этом, я предлагаю Вам поиграть в игру, в ходе которой мы научимся доверять друг другу.
Социальным педагогом проводиться совместная игра с родителями (законными представителями) «Паровозик». Все присутствующие делятся на группы по три человека. У первого и второго глаза закрыты - это вагоны. Третий глаза не закрывает, чтобы иметь возможность управлять тройкой, он – паровоз. Он держит за локти среднего участника, средний – первого. Движение происходит с разной скоростью (с ускорением, замедлением) Постепенно каждому дается возможность побыть и паровозом, и средним вагоном, и первым вагоном.
Вопросы для обсуждения:
- Какие чувства ты испытывал во время упражнения на каждой позиции?
- Какая позиция для тебя была самой удобной?
- Легко ли тебе было, когда тобой руководили?
- Легко ли было самому руководить?
- Смог ли ты абсолютно доверять ведущему?
Выступление педагога – психолога
«Стили общения с ребенком»
Здравствуйте, уважаемые родители. Я, думаю, что Вы согласитесь со мной в том, что общение родителей и детей - важнейшее действие, которое способно сплотить семью или разрушить ее. Причем многие родители даже и не догадываются, что они придерживаются неправильного стиля общения со своим чадом. Оказывается, что навредить ребенку может не только враждебная настроенность родителей, но и их либерализм.
На сегодняшний день существует и описано множество стилей общения родителей с детьми.
Рассмотрим самые распространенные.
- Вседозволенность или попустительство.
Девиз: "Если очень хочется, то можно. "
При таком стиле, как правило, желаемое ребёнок, получает посредством: "Дай!", "Хочу!" и всё это, как правило, сопровождается громкими истериками и капризами. И в этом ребёнка нельзя винить, просто он не знает иного стиля общения. В конечном итоге, при таком попустительстве и отсутствии дисциплины ребёнок не может вырасти в зрелую личность, потому что он не знает слова "Надо!". В саду, а в дальнейшем в школе ребёнок конфликтен, упрям и эгоистичен. Такое воспитание не даёт ему в полной мере адаптироваться в коллективе и овладеть всеми прелестями человеческого общения.
- Отчужденность.
Девиз: "Я не вижу и не слышу тебя. "
В таких семьях родители просто "не видят и не слышат" или "не хотят видеть и слышать" своих детей. Ребёнок всеми способами игнорируется и предоставлен практически полностью сам себе. Отвержение, одиночество и понимание, того что он никому не нужен в собственной семье, формируют несчастного, обиженного, замкнутого, а зачастую и агрессивного человека.
- Гиперопека.
Девиз: " Муси-пуси и не важно, что тебе уже 18 лет. "
Стиль, который подразумевает неосознанное лишение ребёнка всякой самостоятельности и развития (моральной, физической, психологической, социальной). Один или оба родителя полностью растворяются в ребёнке, живут его жизнью и верят в то, что их ребёнок необычен и уникален, совершенно не видя его поражение и ошибки. В такой семье дети вырастают инфантильные и ведомые, не берущие на себя никакой ответственность. Они выбирают в жизни себе таких людей, которые будут вести и направлять их, помогать им, которым они смогут подчиняться и за которыми смогут спрятаться
- Диктаторство.
Девиз: "Я так сказал и точка!"
Подразумевает жёсткое, иногда грубое обращение с ребёнком, игнорируется и не уважается всякая инициатива ребёнка, его желания, допустимы физические наказания за непослушание и несоответствие желаемой родителем модели поведения. Неправильно будет утверждать, что ребёнка не любят в таких семьях, но эта любовь выражается довольно сдержанно, иногда жестко. Как правило, из таких семей в общество выходят либо неуверенные в себе и запуганные люди, либо авторитарные и агрессивные люди. Последствия таких взаимоотношений с ребёнком видны уже в детском саду и школе в его отношениях со сверстниками.
- Уважение.
Девиз: "Я уважаю и ценю тебя. "
В такой семье ребёнка уважают, ценят и любят, с раннего возраста принимают как самостоятельную личность. Родители уважают и поощряют его индивидуальность и все ее проявления, играют с ребёнком, объясняют, отвечают на его вопросы, разговаривают с ним на интересные для него темы. При таком стиле не поучают и не приказывают ему, а направляют, предоставляя свободу выбора. Из такой семьи вырастает целостный человек, которому присуща ответственность, самодисциплина, рассудительность, уважение и чувство долга перед другими людьми.
Итак, Я постаралась ознакомить Вас с основными стилями общения с ребенком. Пожалуйста, сделайте для себя вывод. А теперь подумайте и решите, какой же стиль является для Вас самым оптимальным? Конечно же последний стиль - уважение. А теперь проанализируйте себя, свой способ общения со своим ребенком. Проанализировали? Что же отлично, если оказалось, что в вашем стиле воспитания есть погрешности, не расстраивайтесь, все можно исправить. Любите ребенка такого, какой он есть, уважайте его - ведь он тоже личность, как и Вы. И будет в вашей семье мир и любовь.
Диалог: Родители, сколько времени в неделю вы проводите со своими детьми?
(возможны ответы родителей)
Родители – главные «проектировщики, конструкторы и строители» личности ребёнка. Вот почему важно знать, насколько успешно мы справляемся с такой сложной ролью.
Я бы хотела начать наш разговор с ваших ответов. Обратимся к вопросам, постараемся на них ответить. (РАЗДАТЬ АНКЕТУ) Постарайтесь за 1,5-2 минуты ответить на несложные вопросы.
Можете ли вы?
(варианты ответов:
могу и всегда так поступаю – 3 балла; могу, но не всегда так поступаю-2 балла; не могу – 1 балл):
- В любой момент оставить свои дела и заняться ребёнком?
- Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?
- Признаться ребёнку в ошибке?
- Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?
- Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?
- Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (добрый волшебник?
- Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?
- Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
- Пообещать ребёнку, исполнить его желание за хорошее поведение?
- Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?
- Устоять против детских просьб и слёз, если Вы уверены, что каприз, мимолётная прихоть?
А теперь давайте посмотрим, какое количество баллов вы набрали:
Если вы набрали:
30 –33 баллов: Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
15 –30 баллов: Забота о ребёнке для вас – вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
Менее 15 баллов: У вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания сделать ребёнка личностью, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, ознакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Я, думаю, что Вы сегодня узнали много интересного и сделали для себя нужные выводы. Желаем Вам всегда находить общий язык со своими детьми, и в этом Вам поможет наша памятка.
Помните!
Ребенка постоянно критикуют — он учится ненавидеть.
Ребёнок живёт во вражде — он учится быть агрессивным.
Ребёнок живёт в упрёках — он учится жить с чувством вины.
Ребенок растет в терпимости — он учится понимать других.
Ребенка хвалят — он учится быть благородным.
Ребенок растет в безопасности — он учится верить в людей.
Ребенка поддерживают — он учится ценить себя.
Ребёнка высмеивают — он учится быть замкнутым.
Ребенок живет в понимании и дружелюбии — он учится находить любовь в этом мире.