Родителям об адаптации пятиклассников к обучению на II ступени общего среднего образования

Ваши дети успешно перешли из младшей школы в среднее звено. Теперь их называют уже не младшие школьники, а младшие подростки. Это сложный возраст, хоть и не такой острый, как подростковый, но младший подросток впервые встречается со множеством неизвестных для него трудностей. От нас – педагогов, психологов и родителей – зависит, насколько быстро и успешно ребенок сможет с этими трудностями справиться.

Психологический портрет – особенности нашего пятиклассника
  1. Появление чувства взрослости:
  2. • стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономность, потребность в освобождении от опеки и контроля.
  3. • постепенно происходит замена влияния семьи влиянием сверстников.
  4. 2. У большинства детей начинается физиологическая перестройка организма:
  5. • импульсивность, частая и порой необъяснимая смена настроения, упрямство, агрессивность. Обостряется комплекс собственной неполноценности, учащаются конфликты и ссоры с родителями, педагогами и сверстниками.
  6. • потребность в постоянной поддержке и принятии.
  7. 3. Психологические изменения:
  8. • развитие теоретического мышления, логической памяти.
  9. • умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции.
  10. Кроме возрастных изменений, в жизни ребенка происходят и внешние изменения:
  11. • новая школа
  12. • новые учителя,
  13. • новые одноклассники,
  14. • новые предметы,
  15. • новые требования и нормы поведения.
  16. Конечно, пятикласснику, попавшему в такие условия, необходима наша помощь и повышенное внимание.
  17. Не удивляйтесь, если в первое время появятся изменения в поведении и психике ребенка:
  18. • Возрастает тревожность;
  19. • Снижается работоспособность;
  20. • Повышается робость или напортив «развязность»;
  21. • Проявление неорганизованности и забывчивости.
  22. • Иногда нарушается сон, аппетит
  23. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.
  24. Признаки успешной адаптации:
  25. • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  26. • ребенок легко справляется с программой;
  27. • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  28. • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:

• усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

• нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

• стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

• нежелания выполнять домашние задания.

• негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

• жалобы на те или иные события, связанные со школой.

• беспокойный сон.

• трудности утреннего пробуждения, вялость.

• постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Слова, которые помогут, Вам поддержать Вашего ребенка или разочаровать его.

Слова поддержки

• Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.

• Ты делаешь это очень хорошо.

• У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?

• Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.

Слова разочарования:

• Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше.

• Эта идея никогда не сможет быть реализована.

• Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Поддерживать можно посредством:

• отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово) .

• высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо» и т. д.) .

• прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т. д.) .

• совместных действий (сидеть, стоять рядом и т. д.) .

• выражение лица (улыбка, кивок, смех) .

Как относиться к отметкам ребенка?

Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, для того, чтобы соответствовать вашим ожиданиям.

Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.

Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки

Кодекс родителя:

Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.

Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.

Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.

Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.

Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается с ними в своем доме.

Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.

Помощь родителей в период адаптации.

Для удобства выделим две основные задачи адаптации пятиклассника: научился организовывать свой труд и общаться со сверстниками.

1. Разберем первую задачу – научить трудиться.

Успешно учиться ребенок будет только в том случае, если этот процесс вызывает положительные эмоции. Как заинтересовать ребенка предметом? Обязательно проявляйте интерес к школе, классу, учителям, обсуждайте с ребенком задания, уделяйте внимание особо трудным предметам, изучайте вместе дополнительную литературу, запишите ребенка в секцию. Чем больше он будет узнавать о предмете, тем интереснее ему будет заниматься. Обязательно поощряйте успехи ребенка – как учебные, так и внеучебные.

Никогда не обсуждайте с ребёнком учителей, необходимо формировать положительное отношение к школе.

Кроме положительной мотивации, важно научить ребенка правильно организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать всё необходимое для школы). Важно, чтобы контроль был обоснованным: если задание у ребенка не получается, не делайте его за него, а делайте вместе с ним, затем пусть ребенок решит подобную задачу самостоятельно.

Важно: отметки в дневнике – результат за работу. Обязательно внушайте детям, что «2» можно исправить, задание выучить. Для этого - сесть вместе с ребёнком, взять учебник, почитать правила, проговорить вслух, повторить формулы, составить конспект. И так, каждый день, пока эти правила работы с учебным материалом не войдут в привычку. Необходимо учить работать над уроками сейчас, иначе к 8 классу материал будет запущен, и не будет сформирована привычка к систематическим занятиям.

2. Как помочь решить вторую задачу – научить общаться?

Успешное общение с одноклассниками во многом зависит от самооценки ребенка. В этом возрасте возможно снижение самооценки, что проявляется в робости, застенчивости, либо, наоборот, повышенной агрессивности, мнительности, когда ребенку кажется, что к нему относятся враждебно.

Важнейшее условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, не смотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

Обязательное познакомьтесь с его одноклассниками и организуйте общение ребят после школы.

Недопустимо запугивание, критика в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

 

Помните, что в этом возрасте формируется чувство взрослости ребенка, его самостоятельность. Кроме учебных дел у него должны быть свои домашние обязанности: убраться в комнате, вынести мусор. Так ребенок будет чувствовать свою значимость, что способствует развитию нормальной самооценки и самоуважения, ответственности.

Обязательно проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Больше общайтесь со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

Надеюсь, эти советы помогут Вам и Вашему ребенку на трудном этапе взросления и помогут быстрой адаптации к новой среде!