Железнодорожный транспортный комплекс – одна из важнейших отраслей, обеспечивающих потребности государства и населения в перевозках. На сегодняшний день железная дорога является крупнейшей составной частью инфраструктуры Республики Беларусь и оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития как отдельных регионов, так и государства в целом.
По информации, поступившей в Министерство образования из Министерства внутренних дел, криминогенная обстановка на объектах железнодорожного транспорта в последние годы характеризуется наличием негативных тенденций.
Так, в январе-июне 2025 г. на объектах транспорта с участием несовершеннолетних зарегистрировано 2 преступления (в 2024 г. – 2).
В результате несчастных случаев на объектах железнодорожного транспорта травмировано 6 несовершеннолетних (в 2024 г. – 0), из которых 4 – смертельно в результате суицидов (в 2024 г. – 0).
Также 2 несовершеннолетних (в 2024 г. – 0) получили серьезные травмы в результате проезда на внешних конструкциях вагонов поездов.
В отчетном периоде зарегистрировано 15 фактов «зацепинга» (в 2024 г. – 16).
Справочно: Зацепинг — вид увлечения, заключающийся в проезде на внешних частях железнодорожных составов, крышах, переходных площадках и торцевых частях вагонов.
Зафиксировано 18 (2024 г. – 27) правонарушений, создавших угрозу безопасному движению железнодорожного транспорта, в том числе 6 (2024 г. – 4) фактов разбития стекол в подвижном составе, 11 (2024 г. – 17) – наложения посторонних предметов на рельсы, 1 (2024 г. – 6) – повреждения средств сигнализации, централизации и блокировки.
11 правонарушений, создавших угрозу безопасному движению поездов, совершены несовершеннолетними.
Указанные деяния потребовали реагирования специальных служб, повлекли дезорганизацию штатного режима функционирования железнодорожного транспорта и существенные материальные затраты.
Следует отметить, что в июле текущего года зарегистрировано 11 правонарушений, создавших угрозу безопасному движению поездов, в том числе 9 фактов наложения посторонних предметов на рельсы и 2 – разоборудования средств централизации и блокировки.
В отношении троих несовершеннолетних возбуждено 2 уголовных дела по ст. 339 Уголовного кодекса Республики Беларусь по фактам повреждения стекла в поезде межрегиональных линий бизнес-класса № 728 сообщением Брест – Минск (ущерб составил более 6 тыс. рублей) и электроизоляторов контактной сети железной дороги (ущерб – более 1 тыс. рублей).
В соответствии со статьей 27 Закона Республики Беларусь от 6 января 1999 г. № 237-3 «О железнодорожном транспорте» железнодорожные пути, железнодорожные станции, пассажирские платформы и остановочные пункты, а также другие объекты организаций железнодорожного транспорта общего пользования, предназначенные для движения транспортных средств железнодорожного транспорта, являются зонами повышенной опасности.
Действующие ограничения на объектах железнодорожного транспорта установлены Правилами нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 30 июня 2015 г. № 27.
Незнание и несоблюдение несовершеннолетними правил нахождения на объектах железнодорожного транспорта способны повлечь тяжкие последствия как для них самих, так и для жизни и здоровья пассажиров, членов локомотивных и поездных бригад.
https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W21530166