Правовой аспект родительства

ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ!

На конституционном уровне в нашей стране закреплено,  что родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию (ст. 32 Конституции Республики Беларусь).

В соответствии с ч.3 статьи 32 Конституции Республики Беларусь родители или лица, их замещающие, имею право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении.

Забота о детях – это важнейшая обязанность родителей. Родители обязаны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе (ст. 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС).

Однако сегодня нередко родители не соблюдают свои обязанности в отношении своих детей, возникают обстоятельства, когда о детях не заботятся самые родные люди в мире, нарушая их права на достойное воспитание и заботу. В связи, с чем в современном мире особую актуальность приобретает тема обеспечения безопасности подрастающего поколения.

Государство стоит на защите детей.

Ответственность за ненадлежащее воспитание детей – это мера государственно – принудительного характера, применяемая к родителям и заменяющим их лицам, виновно нарушившим обязанности по воспитанию, влекущая неблагоприятные последствия для родителей и основанная на государственном и общественном осуждении их поведения, направленная на охрану прав и интересов ребенка.

Статья 67 КоБС Республики Беларусь предусматривает ответственность родителей за ненадлежащее воспитание и содержание детей. Воспитание признается ненадлежащим в тех случаях, если не обеспечиваются законные права и интересы ребенка и у него не формируется иммунитет к асоциальному поведению, к нарушению законов государства, прав и законных интересов других людей. Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащим также, если ребенок находится в социально-опасном положении.

Ответственность семьи за ребенка закреплена и статьей 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»:

«Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

Родители (опекуны, попечители) обязаны сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами.

При нахождении детей на государственном обеспечении родители обязаны возмещать в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание их детей, в случаях и порядке, установленных законодательными актами Республики Беларусь.

Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь.

В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь».

В случае невыполнения родителями или лицами их заменяющими, своих обязанностей по отношению к ребенку, а также в случае ненадлежащего их выполнения к ним могут быть применены меры правовой ответственности. Действующее законодательство предусматривает различные меры ответственности родителей и лиц их заменяющих: административную, гражданскую, уголовную.

Какие административные наказания могут применяться к родителям?

 

К родителям применяют ад­министративные взыскания в (предупреждение, штраф) за следующие административные правонарушения:

§    За невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние (ст.10.3 КоАП Республики Беларусь);

§    за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища (ст.10.3 КоАП Республики Беларусь);

§    за уклонение родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, от трудоустройства по судебному постановлению, повлекшее за собой неисполнение или неполное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению таких расходов, либо уклонение от работы (ст. 10.20 КоАП Республики Беларусь).

 

    Частью 5 статьи 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» закреплено, что:

«В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь», то есть за совершение ребенком, не достигшим возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления, предусматривается административная ответственность. Ответственность наступает по статье 10.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Правонарушение, предусмотренное данной статьей, состоит в бездействии родителей или лиц, их заменяющих, т.е. когда они не выполняют обязанности по воспитанию детей, а именно не заботятся о нравственном, духовном и физическом развитии детей, укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения образования, успешного обучения и т.д., чем не выполняют требования, закрепленные статьей 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, что повлекло совершение детьми, не достигшими возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления.

За его совершение предусмотрено административное взыскание в виде штрафа в размере до десяти базовых величин.

При этом протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.3 КоАП Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, составляются в отношении обоих родителей.

К примеру, в соответствии со статьей 19.3 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) Республики Беларусь административным правонарушением признается распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, либо появление в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность. За это может быть наложен штраф в размере до восьми базовых величин.

Если правонарушение совершит ребенок до 16 лет, ответственность несут родители либо законные представители несовершеннолетнего — в соответствии со статьей 10.3 (невыполнение обязанностей по воспитанию детей) КоАП Республики Беларусь. Данной статьей предусмотрена ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до 20 базовых величин.

 

В каких случаях родители несут уголовную ответственность?

 

Кроме обязанности заниматься воспитанием ребенка, родители обязаны и содержать его.

Статья 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает ответственность за уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении.

В случае уклонения родителей более трех месяцев в течение года от уплаты по судебному постановлению средств на содержание несовершеннолетних или совершеннолетних, но нетрудоспособных и нуждающихся в материальной помощи детей может быть назначено наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года.

За уклонение родителей от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, предусмотрено наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года.

По ч.3 ст.174 УК, за вышеуказанные деяния, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, наступает ответственность в виде исправительных работ на срок от одного года до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок от одного года до трех лет, или лишение свободы на срок до двух лет.

К сожалению, следует констатировать, что ежегодно в нашей стране от внешних причин гибнут дети. Причиной тому не только детская беспечность, но и безответственное поведение самих родителей.

Именно поэтому статьей 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь введена ответственность за оставление в опасности.

За заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться,

   предусмотрена уголовная ответственность в виде ареста или ограничения свободы на срок до двух лет.

В случае заведомого оставления в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние,–

наступает уголовная ответственность в виде ареста на срок до шести месяцев или лишения свободы на срок до трех лет. 

Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь, в том числе Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», в соответствии с которым, дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежащее выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи, с чем они находятся в социально опасном положении.

 

 

Гражданско-правовая ответственность

 

Кто несет ответственность за вред, причиненный ребенком в возрасте до 14 лет?

За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители, усыновители или опекун, если не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 956 ГК).

 

 

Кто несет ответственность за вред, причиненный подростком в возрасте от 14 до 18 лет? 

Сам подросток.

Согласно статьи 943 Гражданского кодекса Республики Беларусь материальный или моральный вред, причиненный действиями несовершеннолетнего лица в возрасте от 14 до 18 лет, подлежит возмещению непосредственным причинителем вреда.

Законные представители этого лица, несут ответственность в том случае, если у несовершеннолетнего нет достаточного заработка или имущества для возмещения вреда.

Обязанность родителей (усыновителей, попечителя) по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия, либо в случае, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.

Также следует учитывать, что в соответствии со статьей 944 Гражданского кодекса Республики Беларусь ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним, может быть возложен судом на родителя, лишенного родительских прав, в течение трех лет после лишения родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.

Кто и при каких обстоятельствах может лишить родителей родительских прав или ограничить их в правах? 

Лишение родительских прав является исключительной мерой для защиты прав и интересов детей.

В силу ч. 4 статьи 32 Конституции Республики Беларусь дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей.

Согласно статьи 80 КоБС в качестве крайней меры ответственности родителей предусмотрено лишение родительских прав. В числе оснований для применения такой меры содержится уклонение  от выполнения обязанностей родителей, в том числе уклонение от уплаты алиментов, злоупотребление родительскими правами, жесткое обращение с ребенком, аморальное поведение, которое оказывает отрицательное воздействие на ребенка и иное противоправное поведение родителя. Особое место среди оснований лишения родительский прав занимает хронический алкоголизм или наркомания.

Ограничение родительских прав, в отличие от лишения родительских прав, допускается, если оставление ребенка с родителями опасно для него по обстоятельствам, от родителей не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другим) то есть при отсутствии вины родителей.

Ограничение родительских прав, возможно, и когда оставление ребенка с родителями (один из родителей) из-за их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родительских прав.

В статье 851  КоБС предусмотрена возможность отобрания ребенка,

которое применяется «В случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежащее выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи, с чем он находится в социально опасном положении, комиссия по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка в трехдневный срок принимает решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установлении ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, о помещении ребенка на государственное обеспечение (далее – решение об отобрании ребенка).

Отобрание ребенка осуществляется не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отобрании ребенка, комиссией, формируемой комиссией по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка. В состав комиссии включаются представители управления (отдела) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, органа внутренних дел и при необходимости управления здравоохранения областного исполнительного комитета, Комитета по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета, а также иных организаций.

Комиссия по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка о принятом решении, об отобрании ребенка в трехдневный срок уведомляет соответствующего прокурора.

После отобрания ребенок помещается на государственное обеспечение в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. В случае принятия решения об отобрании ребенка родители имеют право на общение с ребенком в порядке, установленном статьей 83 настоящего Кодекса, и обязаны принимать участие в его воспитании в соответствии с планом защиты прав и законных интересов ребенка.

Комиссия по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка в шестимесячный срок после принятия решения об отобрании ребенка обязана принять решение о возвращении ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка, указанные в части первой настоящей статьи, либо об обращении в суд с иском о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав.

 

Что влечет за собой лишение родительских прав? 

Родители, лишенные родительских прав, теряют права, основанные на факте родства с ребенком, в частности, воспитывать ребенка и общаться с ним, представлять интересы ребенка, получать алименты на ребенка, получать все виды льгот, государственных пенсий и пособий, установленных для граждан, имеющих детей, получать в будущем алименты от ребенка, наследовать имущество после его смерти.

В соответствии со статьей 83 КоБС опекун, попечитель ребенка по просьбе родителей, лишенных родительских прав, могут разрешить им общение с ребенком.

В случае отказа опекуна, попечителя от предоставления родителям, лишенным родительских прав, возможности общаться с ребенком порядок общения определяет орган опеки и попечительства, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

В решении органа опеки и попечительства указываются время, место и порядок общения с ребенком родителей, лишенных родительских прав. При этом должно учитываться желание ребенка, достигшего десяти лет.

В случае несогласия с решением органа опеки и попечительства спор разрешается в судебном порядке.

 

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребенка (ст. 82 КоБС).

 

Хочется обратить внимание, что законодательством предусмотрена возможность восстановления в родительских правах.

Статьей 84 КоБС закреплено «Восстановление в родительских правах допускается, если этого требуют интересы детей и если дети не усыновлены. Восстановление в родительских правах производится только в судебном порядке по иску лица, лишенного родительских прав.

Иски о восстановлении в родительских правах предъявляются к другому родителю, опекуну, попечителю и рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства. При этом должно учитываться желание ребенка, достигшего десяти лет».